Первые 4 брака царя доказаны. О них, кроме различных записей в летописях, можно найти упоминания в Духовной грамоте царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.), составленной после его 4-й свадьбы с Анной Колтовской. В духовной упоминаются три бывших жены: Анастасия Романовна, Мария Темрюковна и Марфа Собакина, а также просьбы царевичам Ивану и Фёдору поминать их:
«А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну], поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно».
Также, изучены разряды бракосочетаний № 1 (Анастасия Романовна), № 3 (Марфа Собакина), № 5 (Анна Васильчикова) и последнего (Мария Нагая); разряды свадеб с Марией Темрюковной и с Анной Колтовской не сохранились. Существование Марии Нагой (матери Дмитрия Углицкого) очевидно; Анна Васильчикова упоминается не нескольких источниках, очень кратко, а вот Мария Долгорукая и Василиса Мелентьева не оставили о себе практически никаких свидетельств.
Одно из наиболее достоверных доказательств существования женщин — Синодик опальных Ивана Грозного и другие подобные документы с записями его вкладов о поминовении за них. В Иосифо-Волоколамский монастырь царь пожертвовал суммы в память о первых трёх жёнах. Затем по Анне Васильчиковой царь выдал в 1576 году, через год после её смерти, 100 рублей. Троице-Сергиев монастырь получил от Ивана IV вклад по царице Анастасии — 1000 рублей, по Марии Темрюковне — 1500 рублей, по Марфе Собакиной — 700, по Анне Васильчиковой более 850 рублей.
В пользу вымышленности Долгорукой и Мелентьевой обычно приводят тот факт, что хотя в последние годы жизни царя мучила совесть, и он поминал огромное количество своих жертв, однако их имен в списках нет.
До XIX века однозначного мнения в перечислении жён царя не было принято. Николай Карамзин с недоумением пишет, что «сказания о семи бракосочетаниях Иоанновых были доселе неверны и несогласны одни с другими».
Я нашел следующее, если не современное, то по крайней мере в начале XVII века писанное (см. в моей библиотеке старую рукопись в четверть Листа No 8, под заглавием: Елагинская Смесь, ибо сия рукопись принадлежала некогда Г. Елагину):
«Первая Царица Настасья Романовна Юрьева. Вторая Царица Марья Темрюковна Черкасов Пятигорских. Третья Царица Марфа Васильевна Собакиных. Четвёртая Царица Анна Алексеевна Колтовская (…) и потом понял пятую Царицу Васильчикову. Шестую сказываютъ, что имал молитву со вдовою Василисою Мелентьевою, сиречь с женищем; седьмую Царицу Марью Федорову Нагих, и от неё родился Царевич Димитрей».
Еще один документ, подтверждающий этот список — «Хронограф о браках царя Ивана Васильевича» (сер. XVII в.). В частности, о Василисе он говорит:
«обручился со вдовою Василисою Мелентьевою, еже мужа её опричник закла; зело урядна и красна, таковых не бысть в девах, киих возяще на зрение царю».
Скрынников пишет:
«Свидетельство „Хронографа“ можно было бы отвести как сомнительное, если бы оно не было подтверждено Карамзинским летописцем».
Тем не менее, в настоящий момент принята версия, что «Хронограф» — подделка XIX века, автором которой может быть Александр Сулакадзев.
Известный историк А. А. Зимин пишет:
«Русские источники, перечисляя поименно жён Ивана Грозного, о ней [Василисе] не говорят (исключая Хронограф XVII в.). Они или считают, что Грозный был женат всего шесть раз, или говорят о семи жёнах, но все равно имени Василисы не упоминают».
Официальный двор также придерживался версии о 6 жёнах (без Долгорукой и Мелентьевой).
Подробный перечень царских браков привёл «Московский летописец»:
«Лета 7089-го (1584) в Великой пост в четвертую субботу преставился Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея Руси, был на государстве много лет, а был женат 6-ми браками: 1 — Царица и Великая княгиня Анастасия Романовна, от неё же 1 сын Царевич Дмитрий, в младенчестве утонул в Шексне реке тем обычаем, как Государь ходил молиться в Кирилов монастырь на судах вверх Шексною и из стану из шатров на судно Царевича несла кормилица на руках, а кормилицу вели под руки царевичевы дядьки бояре Данило Романович да Василей Михайлович Юрьевы, и по грешному делу Царевич из руки у кормилицы упал на сходню, а [с] сходни в воду, и того часа выхватили, и он залился (утопился) 2 сын Царевич Иоанн, преставился в совершении возраста; 3 Царевич Фёдор был после отца на государстве, да две царевны; 2 — Царица и Великая княгиня Марья дочь Темрюка, князя черкасского из Пятигор, от неё был сын Царевич Василий, во младенчестве не стало; 3 — Царица Марфа Васильева дочь Собакина; 4 — Царица Анна Александрова дочь Колтовских, в инокинях Дарья; 5 — Царица Анна Григорьева дочь Васильчикова; 6 — Царица Марья Фёдорова дочь Фёдоровича Нагова, от неё был сын Царевич Дмитрий, после отца остался полутора года, дан ему был в удел и с матерью Углич. И как достиг 9-го году, заколот был, как агнец незлобивый, умышлением Борисовым, а Царица пострижена, став инокиней Марфой».
Маржерет Жак пишет:
«В официальных текстах (главным образом нарративных, а частью документальных) говорится о шести жёнах Ивана Грозного. Даже когда речь идет о семи спутницах царя, обычно не называют имени шестой по счету».
Взошедший на престол после Грозного его сын Фёдор Иоаннович запретил духовенству поминать имя своего сводного брата царевича Дмитрия Углицкого при богослужениях, так как он был рождён в шестом браке, по понятиям правоверной церкви считающегося незаконным.
В свидетельствах иностранных путешественников также не упоминается всех жён:
- Даниил Принц фон Бухау перечисляет по именам 4 царицы, а 5-я жена у него безымянна
- Маржерет: «У этого Ивана Васильевича было семь жён, что противоречит их религии, не позволяющей жениться более трёх раз, от которых у него было три сына».
- Исаак Масса: «Иван Васильевич, великий князь и царь московитов, женился в седьмой раз, взяв жену из рода Нагих, по имени Марфа (Marva), или на нашем языке Марта [Martha]; от этой жены родился у него сын по имени Димитрий, и это была его последняя законная жена и ребёнок, и детей он больше не имел, хотя было у него много наложниц».
- Павел Одерборн: «И имел семь жён одну за другой».
- Антонио Поссевино: «Хотя государь каждый год исповедуется ему в грехах, однако не принимает больше причастия, так как по их законам не позволено вкушать тела Христова тому, кто был женат более трёх раз. А этот князь, после того как первая жена Анастасия (а сейчас её уже нет в живых), родила ему двух сыновей, которые живы до сих пор, брал в жены (хотя это можно назвать и другим словом) девиц ещё шесть раз. Кое-кого из них по разным причинам он заточил в монастыри, и, хотя, говорят, некоторые из них живы до сих пор, при нём находится та, которую зовут Марией, дочь Фёдора Нагого (с ней в прошлом году он соединился неким подобием брака)».
- Джером Горсей насчитывает только 5 жён: «Заметив это, царь решил успокоить их и женился снова, на пятой жене, дочери Фёдора Нагого (Feodor Nagaie), очень красивой девушке из знатного и великого рода, от неё родился его третий сын по имени Дмитрий Иванович».
- Августин Майерберг в XVII веке обобщал: «никто также не смеет брать себе какую бы то ни было четвертую жену после троекратного вдовства. Хотя последнее ныне так же запрещено Москвитянам, как в старину запрещалось уставом для греков, со всем тем Иван Васильевич нарушил это запрещение: этот Государь не только взял себе 4-ю жену, но, по несомненному уверению Одеборна и Поссевина, и 7-ю. Да и митрополит его не имел столько твёрдости духа, чтобы поразить его мечом проклятия, по примеру константинопольского Патриарха Николая, постоянно запрещавшего святые тайны Императору Льву VI, женатому на 4-й жене».
Путаница есть и в письменных источниках. Так, современник царя Горсей пишет:
«он отдалил свою черкесскую жену, постриг её в монахини и поместил в монастырь, а в супруги выбрал из многих Наталью (Natallia), дочь своего подданного князя Фёдора Булгакова (Knez Feother Bulgacove), высокого военачальника, или воеводы, обладавшего большим доверием и опытом. Однако вскоре тому отрубили голову, а его дочь также через год была пострижена в монахини».
То есть он ошибается в судьбе Марии Темрюковны и изобретает какую-то Наталью Булгакову.
Примером путаницы, царящей в вопросах жён царя, является примечание в книге А. В. Терещенко (1848), касающееся Анны Колтовской. Её отчеством было «Алексеевна», однако кое-где встречается вариант «Ивановна»; кроме того, при постриге ей сменили имя на «Дарья»:
Дарья Ивановна Колтовская, происходившая из простого рода, была шестою женой Иоанна Грозного (…) В истории Карамзина сказано, что четвёртая жена Иоанна была Анна Алексеевна Колтовская. Полагать надобно, что имя Анны написано им по ошибке, потому что в описании свадьбы царя Михаила она названа Дарию. Царь Михаил посылал свадебные подарки не Анне, а Дарии, которую признавали за вдовствующую царицу.
Историк, таким образом, игнорирует, что в иночестве люди всегда меняют имена.
Есть пример и путаницы 4-й жёны (Анна Алексеевна Колтовская) с 5-й женой (Анна Григорьевна Васильчикова), в варианте «4-я жена царя Анна Васильевна». Обеих Анн, сосланных в монастырь, часто путают в том аспекте, что биографию Колтовской, под именем «Дарья» прожившей ещё около полувека, приписывают Васильчиковой, умершей в монастыре почти сразу же, причём без известного иноческого имени.
Приводится и такой вариант списка: 1-3 жёны — общепринятый список (Анастасия Романовна, Мария Темрюковна, Марфа Собакина); 4-я — Анна Васильчикова; 5-я неизвестная Мария, в черницах Марфа; 6-я — Дарья Ивановна Колтовская; 7-я — Мария Фёдоровна Нагих. Здесь очевидна та же ошибка с мирским и иноческим именем Колтовской (Анна/Дарья), а «неизвестная Мария, в черницах Марфа» — это удвоение Марии Нагой, постриженной под именем «Марфа».
Также встречаются следующие ошибочные имена жён (особенно в былинах): Авдотья Романовна, Анна Романовна, Марья Романовна, Марфа Романовна, Настасья Романовна, Омельфа Романовна, Омельфа Тимофеевна, Мамельфа Тимофеевна, Фетьма Тимофеевна; Марья Демрюковна (царица Крыльская), Упаво татарскии (Крымская); Марфа Матвеевна и проч. Впрочем, и сына царя Ивана Грозного в былинах зовут Добрынюшка Иванович.
Источник — wikipedia